Чесноков Сергей (dr_giperion) wrote,
Чесноков Сергей
dr_giperion

Category:

Шизофренногенные школы.

 Моя девушка работает сейчас в обычной муниципальной школе учителем английского языка, до этого она работала в элитной гимназии, а до этого воспитателем в детском саду. Во всех этих организациях есть определенные моменты, которые их объединяют, и на мой взгляд, эти моменты не являются чем-то здоровым.

Первый момент - размывание границ. Это значит, что учителей просят делать то, чего они не должны делать и что выходит за рамки трудового договора. Например, их просят мыть класс, если нет уборщицы, в детском саду воспитателей просят мыть горшки и посуду за детьми.
Когда я в студенческие годы был психологом в интернате, меня хотели отправить воспитателем на лето в лагерь, что выходило за рамки моей профессиональной компетенции.
Другой способ - это размывание временных границ. Например, учителей без их ведома и согласия приписывают к различным праздникам на целый день, типа встреч ветеранов, дают им различные дополнительные функции, которые отнимают много времени: ответственный за международное сотрудничество, ответственный за организацию праздника и т.д., что не помогает их личной жизни.
Чем все это вредно? Во-первых, это уменьшает ощущение личной безопасности: назначил я встречу с другом, запланировал поездку, а мне говорят, что я должен выйти на работу, что без меня не смогут, что меня некому заменить и т.д.Во-вторых, это вызывает много гнева у учителей, прямо его выразить адресату часто не удается и он направляется на детей или родных.

Второй момент- нарушение коммуникации. Понятное дело, что в школе мало денег, из-за этого часто возникают проблемы с кадрами, учителей не хватает. Организационных проблем и на любой другой работе хватает, но их удается решать путем обсуждения, дискуссии. В школе не договариваются, там есть приказы, о которых узнают или в последний момент или от третьих лиц. Т.е., по крайней мере, в той школе, где сейчас работает моя девушка, коммуникации нет: Есть проблема, директор выбирает козла отпущения, на кого это повесить, пишет приказ - проблема решена. О том какие последствия бывают при такой политике я писать не буду, думаю итак все понятно.

Третий момент - парадоксальные предписания. Я думаю, этим грешат все государственные учреждения. Суть такова: сделать такие правила, чтобы их было невозможно исполнить. Например, есть такое правило в той школе, что детей в классе нельзя оставлять одних, а если кто-то хочет сходить в туалет, его нужно сопроводить. Другое противоречие: детей нельзя оставлять одних в классе, им нельзя давать в руки классный журнал, но к началу урока журнал должен быть в классе, плюс учитель должен вести детей в столовую. Сейчас я всех рассказов не вспомню, но суть такова, что одно правило противоречит другому и вместе их исполнить никак нельзя, при этом ответственность вся на учителе, как не крути.
На психическом состоянии учителя это, конечно, не очень хорошо сказывается: он все время должен нарушать правила, потому как не нарушить их нельзя, от чего у него могут возникнуть или сильные чувства: страха, вины, стыда или развиваться какие-нибудь не очень здоровые реакции защиты.

Никак не могу найти слов, чтобы как-то назвать ту систему отношений, которая сейчас существует в школе. Но в целом она у меня ассоциируется с насилием, принуждением, унижением и напряжением. А у вас? Как вы относитесь к современной школе?

UPD Уточнил про журнал. Класс на уроке английского языка делиться на две группы, на каждом уроке учителя должны выставить оценки. Вопрос: как передать журнал другому учителю во время урока, если детей оставлять в классе одних без учителя нельзя, давать журнал в руки детям тоже нельзя?
Tags: манипуляции, парадоксы, школа
Subscribe

  • Псифак

    Итак, ежегодный отчет. В 2005 году я закончил псифак СПбГУ - десять лет назад, кстати (вот время-то летит!). На Дневном отделении нас было человек…

  • Нарушение коммуникации.

    Человеческая коммуникация в каком-то смысле довольно проста, однако, она требует времени для освоения. Ребенок, приходя в мир, не знает здешних…

  • Мастерская "Весенняя борьба с депрессией"

    11 мая 2014 Друзья, предлагаю в этот выходной (и надеюсь, солнечный) день поговорить о таком распространенном явлении как депрессия. Я немного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments